Язык мой – враг мой

Великий Аллах одарил каждого человека многими благами, одним из которых является язык. Он является средством высказывания мыслей и общения. В Своей Святой Книге Аллах сказал:

يَٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوا۟ ٱجْتَنِبُوا۟ كَثِيرًا مِّنَ ٱلظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ ٱلظَّنِّ إِثْمٌ ۖ وَلَا تَجَسَّسُوا۟ وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا ۚ أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ ۚ وَٱتَّقُوا۟ ٱللَّهَ ۚ إِنَّ ٱللَّهَ تَوَّابٌ رَّحِيمٌ (١٢)

“О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину Аллах- Принимающий покаяния, Милосердный” (Сура Комнаты- 12).

В этом аяте содержатся отказ и предостирежение от злословия. В хадисе, переданном от Абу Хурайры, (да будет доволен им Аллах) (Люди спросили): “О посланник Аллаха, что такое сплетни?” На что он (Да благословит его Аллах и приветствует)ответил: “Упоминание о брате своем так, что это не понравилось бы ему”. Его спросили “А что если мой брат таков, как я о нем говорю?” На что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит,ты сплетничаешь о нем (гыйбат), а если он не таков, значит, ты наводишь на него клевету (бухтан)”. (Сахих. Абу Дауд 4874, ат-Тирмизи 1934, Ахмад 2/384).

Сплетни запретны согласно иджме и допускается только в том случае, когда служит правильной и не противоречащей шариату цели. Одно из таких разрешений то, что делают хадисоведы по отношению к людям, передающим хадисы. Они изучают передатчиков и сортируют их по достоверности, если передатчик является честным, они пишут сикка (честный). Если же выясняется, что он когда-то обманывал, о нем пишут казиб (обманщик). Только таким путем они могли отличить достоверные хадисы от недостоверных. Также сплетни разрешаются в нижеследующих ситуациях:

  1. При свидетельствовании на суде;
  2. В случае если человек страдает от несправедливости какого-нибудь деспода;
  3. Если осуждается человек, который совершенно открыто, не стесняясь общества, совершает греховные деяния.

В других же случаях сплетни разрушают дружбу, семьи, ставят под сомнение репутацию людей и отдоляют от Всевышнего Творца. В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек признался о совершении прелюбодеяния перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) четыре раза, после чего Пророк применил к нему (соответствующее наказание). Затем Посланник (мир ему и благословение Аллаха) услышал разговор двух людей из числа ансаров, один из них сказал своему товарищу: «Смотри на этого, которого покрыл Аллах, но он не оставил себя, пока не был забит как собака». Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) промолчал. Они шли некоторое время и проходили мимо трупа осла, который уже разлагался, тогда Пророк сказал:

-Где те двое? (Назвал их по именам).

Они сказали:

– Вот мы, о, посланник Аллаха.

Он сказал:

-Ешьте труп этого осла.

Они сказали:

– О, посланник Аллаха, да простит тебя Аллах, кто же будет кушать такое!?

Тогда он сказал:

– То, что вы недавно сделали по отношению к вашему брату, хуже, чем поедание этого трупа. И я клянусь Тем, в чьей Длани душа моя, что этот человек плавает сейчас в Раю и ныряет в его реках. (Ахмад)..

Человек, который сплетничает, похож на того, кто поедает мертвечину. Из вышеперечисленных примеров видно, что сплетни являются большим грехом и следует делать покаяние (тауба) и просить Всевышнего о прощении.

Великий философ и поэт Омар Хайям в одной из своих книг промолвил: “Молчанье-щит от многих бед, а болтовня – всегда во вред. Язык у человека мал, но, сколько жизни он сломал”. Из этой цитаты видно, насколько ценно молчание, оно защищает от многих недугов, а болтовня не является хорошим делом, а язык, несмотря на свой маленький размер, может разрушить жизнь, личность и внутренний мир человека. Обычно человек, не думая о последствиях в споре или в конфликтах, не может контролировать себя, и говорит в адрес другого обидные слова, нецензурную лексику. Сказанные в гневе слова могут обернуться бедой для своего хозяина. Эти слова в свою очередь могут колоссально изменить его жизнь в худшую сторону. В устной речи существуют фразы такие как: ” Что на уме, то на языке” (что думает, то и говорит). “Держи язык за зубами” (не говори лишнего). “Язык без костей” (о том,кто любит много говорить). Все эти фразы сказаны не просто, они показывают, насколько опасен этот орган без костей.

Мы знаем, что каждому человеку, достигшему совершеннолетнего возраста, полагается отвечать перед законом за свои поступки и за свой язык. В Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности есть статья за клевету и оскорбление.Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, в том числе размещенная в средствах массовой информации и в сети Интернет, – влечет наложение штрафа от двадцати до сорока базовых расчетных величин или обязательных общественных работ от трехсот до трехсот шести десяти часов.[1]

Всего лишь одно оскорбление, вылетевшее из уст, может значительно усугубить ситуацию и ударить по карману. Нужно следить за каждым словом, сказанным в адрес другого человека, и в любой ситуации уважать его и обращаться с почтением. Ведь это также знак воспитанности. Для разрешения конфликта лучше промолчать и дать своему гневу остыть, чем стать глупцом, как сказано в другой цитате: «Пчела вонзив стальное жало, не знает, что она пропала. Так и глупцы, пуская яд, не знают, что они творят». Омар Хайям.

Пусть Аллах даст нам силы и терпения оставаться воспитанными в любой ситуации.

Да простит Аллах нам наши грехи и сделает нас из обитателей Рая.

[1]Закон Республики Узбекистан No ЗРУ-658.

Эти наказания вступили в силу с 26.12.2020года.

Студентка 4-курса Ю.Сайфидарова

Мулоҳаза билдириш

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*