«Русский язык: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»

Что такое современный урок русского языка? Что важнее: содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?

Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать? Давайте разберёмся.

Многолетний опыт преподавания русского языка в школе подсказывает нам: проблема свободного владения русским языком не будет решена без практической направленности обучения младших школьников и до тех пор, пока ученики еще в начальных классах не приобретут прочные навыки сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Практическая направленность обучения детей русскому языку выражается в следующем.

  1. Это прежде всего осуществление в учебном процессе взаимосвязи между лексикой, грамматикой, фонетикой и орфоэпией, графикой и орфографией. Особенно очевидна на начальном этапе взаимосвязь произношения и правописания. Грамотное и правильное письмо невозможно без умения правильно слышать и произносить звуки в слове.
  2. Другая проблема, над решением которой постоянно приходится работать учителю русского языка и литературы в национальной школе, – это развитие связной речи на неродном языке. Очень важным в развитии речи учеников является формирование навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Порой ученик, свободно говорящий по-русски, затрудняется или стесняется, если предложить ему передать свои высказывания на письме – в виде небольшого сочинения-рассуждения или письма к товарищу. Чем это объяснить?

Прежде всего тем, что учителями многих школ не выполняется принцип обучения: «Учить не просто языку, а общению на неродном (русском) языке».

Следует научить школьника также деловой речи, имеющей практическое значение в наши дни. В начальных классах это – умение написать письмо и адрес на конверте, небольшую заметку в стенгазету (о жизни школы и класса), а старшеклассники должны уметь самостоятельно написать поздравление, объявление, справку, расписку, доверенность, заполнить бланки, составить протокол собрания.

  1. Особое место в работе по развитию речи занимает лексико-фразеологическая работа.

У большинства учеников очень бедна речь, беден словарный запас.

Успешная словарная работа возможна при выполнении системы специальных упражнений. На школьных уроках, как известно, используются различные приемы толкования новой лексики: 1) перевод на родной язык; 2) объяснение слова с помощью синонимов или антонимов; 3) с помощью словообразовательного анализа; 4) опираясь на контекст; 5) описание значения слова с помощью словаря. Учителю самому важно определить, когда и как (какой выбрать прием) объяснения нового слова.

Перевод с родного языка хорош, например, тогда, когда объясняются слова, обозначающие предметы и явления, окружающие детей в повседневной жизни, когда есть точный эквивалент в родном языке.

Толкование с помощью синонима способствует расширению словарного запаса детей, но тут важно учитывать стилистическую окраску слова-синонима, его тонкое смысловое отличие от объясняемого слова. Толкование с помощью антонима дается при объяснении пространственных, временных, психологических понятий.

Следуем разумному правилу: если толкование новых слов и выражений – первый этап работы над лексикой, следующим шагом является закрепление ее в устной и письменной речи учащихся.На уроках развития речи даются задания, предусматривающие активизацию новой лексики: составить несколько предложений, используя новые слова, или письменно дать толкование новых слов, составить рассказ, включив в него данную пословицу или поговорку.

  1. Правильно организованная работа над ошибками является хорошим средством повышения речевой орфографической и пунктуационной грамотности. Прежде всего очень неточно классифицируются ошибки в работах учащихся. Обычно, исправляя письменные работы своих учеников, учителя выделяют орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки с помощью известных помет на полях: «галочки», «палочки» и волнистая линия. Именно эти три типа ошибок учитываются и при оценке грамотности работы как об этом говорится в «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных школ по русскому языку». Все ошибки, не относящиеся к орфографическим и пунктуационным, учителя относят к стилистическим, что в корне неверно.

Необходимо различать, помимо орфографических и пунктуационных ошибок, еще и речевые ошибки. Речевые же ошибки, делятся на такие группы: орфоэпические, лексические, морфологические и стилистические.

Подобная классификация поможет учителю определить подлинный уровень развития устной и письменной речи учащихся. Очень важно, чтобы учитель не только принял предлагаемую здесь классификацию ошибок, но и правильно определял тип каждой ошибки в работе ученика.

Работа над ошибками, организованная по такой классификации, станет эффективнее и будет способствовать повышению грамотности устной и письменной речи учеников дагестанской нерусской школы.

  1. Серьезным недостатком, присущим работе многих учителей-словесников, является отсутствие творческих методов, активизирующих работу учащихся. Учителя привыкли строить урок по общеизвестной схеме (опрос, объяснение, закрепление материала), пренебрегая активным включением учеников в учебный процесс на уроке. Речь идет о ролевых и деловых играх, об уроках-диспутах и уроках-дискуссиях. Если уроки-диспуты подходят для уроков литературы, то деловые и ролевые игры приемлемы для уроков русского языка. Назначение последних – развитие и формирование речевых навыков, которые необходимы в различных ситуациях общения.

Деловые и ролевые игры позволяют учащимся по-новому видеть себя и партнера, иначе оценивать и сам предмет обучения – русский язык, который превращается из объекта изучения в средство общения.

Традиционными должны стать в школе также недели русского языка, школьные олимпиады, викторины, конкурсы, предметные вечера и утренники, которые проводятся на русском языке.

Но цель их должна быть одна: научить школьников практическому владению русским языком, чтобы они, окончив среднюю национальную школу, могли свободно владеть русской речью в ее устной и письменной формах, сформировать у учащихся способность к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда. Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении. Инновационные методики характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности учеников.

Согласно пяти инициативам Президента Республики Узбекистан, главное в нашей работе — обеспечить развитие детей, выявить одаренных учащихся и организовать их содержательный досуг. В центре нашего внимания должно оставаться продолжение практической работы в этом направлении. Все инициативы можно сочетать и интегрировать в процесс обучения. Интеграция есть самая высокая ступень воплощения межпредметных связей, которые широко изучены педагогами, психологами, методистами. Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности. Первая инициатива — усиление интереса молодёжи к музыке, художествам, литературе, театру и другим видам искусства. Третья инициатива – организация эффективного использования населением и молодёжью компьютерных технологий и интернета. Четвёртая инициатива – повышение духовности молодёжи, широкая пропаганда культуры чтения. Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев в своём выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников, говорит: «Насколько глубокие знания мы будем давать детям в школе, настолько быстро будут развиваться отрасли нашей экономики, основанные на высоких технологиях, решаться социальные проблемы. С этой точки зрения, если я скажу, что новый Узбекистан начинается с порога школы, то, уверен, весь наш народ согласится с этим».

 

Ч.Р.Мухитдинова, учитель русского языка

и литературы исламского учебного

 заведения  им.Хадичаи Кубро

Мулоҳаза билдириш

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*