Опека в Исламе
Согласно Шариату, дети у которых умер отец, считаются сиротами (по-арабски «сирота» – «ятим»), пока не достигнут половой зрелости, к сиротам относят также незаконнорожденных детей и подкидышей.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте".
Забота о сиротах осуществляется с помощью института аль-кафала (опекунства). В исламе запрещается усыновление, влекущее изменение родословной человека. Это чревато и кровосмешением. Ислам чтит право ребенка знать свое происхождение и не быть обманутым с рождения. В исламе нет такого понятия, как усыновление, есть понятие "опекунство"
Опека (попечительство) – вид семейного устройства малолетних, оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет. Попечительство устанавливается над детьми постарше – в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения. Попечительство устанавливается и над совершеннолетними лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Опекуны и попечители юридически не приравниваются к родителям, но решают в основном те же задачи, что и они.
Если семья берет ребенка на воспитание, то они должны сохранить его корни, то есть фамилию и имя, которые были даны первыми родителями, если это известно. Когда ребенка подкинули в дом и биологические родители не известны, можно давать свою фамилию и имя.
В Коране (сура «Союзники» 33:4-5) читаем: «Аллах не поместил в одной груди два сердца, не сделал ваших жен, отвергнутых зихар(ом), матерями вам; приемных сыновей вам сыновьями не назначил, – это лишь ваша речь из ваших уст.
Усыновление (удочерение) — это принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. То есть приемные родители дают ребенку свою фамилию и считают его родным. Подобное усыновление, влекущее изменение родословной человека, в Исламе запрещено.
Всевышний Аллах запретил усыновление по многим причинам, как причисление ребенка не к своему роду, о чем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, который сознательно причисляет себя не к своему отцу, совершает куфр. А тот, кто приписывает себя к людям, с которыми он не имеет кровной связи, пусть приготовит свое место в Огне!»
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Я и опекающий сироту будем близки друг к другу в Раю подобно этому», — и поднял указательный и средний пальцы, немного разжав их.
Ведь дети, оставшиеся в раннем возрасте без родителей и лишенные родительского наследства, а также опеки и заботы со стороны окружающих их родных и знакомых, завтра могут пополнить ряды преступников, наркоманов и общественных паразитов. Заботясь о другом, тем более слабом и немощном, человек заботится и о самом себе, о завтрашнем дне своих же детей. Но сколь малое количество людей и представителей государственных структур до конца осознают это!
Ребенок, переходя в руки приемных родителей, не становится их родным ребенком. Он не может претендовать на наследство приемных родителей. Если ребенок мужского пола, то с наступлением периода полового созревания он не сможет оставаться наедине с приемной матерью в одном помещении. Если приемыш девочка, то с началом полового созревания (с появлением менструации) она не сможет оставаться дома наедине с приемным отцом. Все они (и приемные дети, и приемные родители) с началом полового созревания ребенка должны закрывать те части тела, которые закрываются (прикрываются) перед чужими людьми (‘аурат).
Усыновление, влекущее изменение родословной человека, в Исламе запрещено. Однако мусульманам разрешено усыновлять ребёнка в смысле оформления опекунства над ним, чтобы обеспечить заботу о его физическом и духовном развитии. До Ислама арабы усыновляли детей, приёмные родители давали им своё имя, как будто бы они и эти дети были кровными родственниками. Ислам разрешает мусульманам воспитывать чужих детей
Мусульмане могут растить этих детей, присматривать за ними, поддерживать их, но детей нужно называть по имени и отчеству их настоящих отцов.
Если же мусульманин берёт мальчика в семью, зная, что он – не его сын, и тем не менее, делает его членом семьи, распространяет на него все права родного сына, вплоть до права наследования как близкому родственнику, запрещает ему жениться на родных и близких женщинах, то есть приёмный сын обладает всеми правами сына настоящего, то такой вид усыновления запрещён в Исламе.
Всевышний в Коране сказал (смысл): «…и не сделал ваших приёмных сыновей вашими сыновьями. Это – только слово в ваших устах, а Бог говорит истину, Он и направляет на путь истинный…» (сура «аль-Ахзаб», аят 4).
В пятом аяте этой же суры Аллах говорит (смысл): «Зовите их по именам их отцов, это – более справедливо перед Богом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими воспитанниками …» (сура «аль-Ахзаб», аят 5).
Существуют формы отношений, напоминающие усыновление, но не являющиеся запретными в Исламе – такая форма отношений называется опекунство.
Согласно Исламу для опеки чужого ребёнка есть ряд условий, которые необходимо соблюдать:
1. Сохранение имени (то есть отчества и фамилии) ребёнка, чтоб он знал, кто его настоящие родители.
2. Воспитанники не получают права на наследство имущества опекунов после их смерти.
3. Воспитанники могут жениться на дочери опекунов или на женщине, которая его воспитывает, или выйти замуж за сыновей опекунов или за опекуна. (Это всё при условии, что ребёнок не приходится молочным сыном или дочерью тем, кто его воспитывает.)
4. Если на воспитание взяли девочку, то при наступлении зрелости ей необходимо носить хиджаб дома перед опекуном или его сыновьями.
5. Если на воспитание взят мальчик, то при наступлении зрелости жена опекуна (мать-воспитательница) или их дочери должны носить хиджаб в его присутствии.
6. При дотрагивании до них противоположным полом в возрасте, когда проявляется вожделение страсти (это приблизительно в возрасте от шести и выше лет), портится омовение (согласно мазхабу аш-Шафии).
7. Воспитаннику, достигшему зрелости, непозволительно оставаться наедине с женщинами, не являющимися ему махрам (близкими родственниками по крови), так как они не являются ему родными матерью, сестрой, племянницей и т. д.
8. Опекун должен беречь и хранить имущество сироты отдельно от своего и избегать извлечения выгоды из его имущества. Всевышний в Коране говорит (смысл): «И давайте сиротам, у которых нет отца, их имущество, когда они станут совершеннолетними, и не заменяйте на хорошее. И не ешьте их имущество в дополнение к вашему, это является великим грехом!» (сура «ан-Ниса», аят 2).
“Никому Аллах не даровал двух сердец в теле, не сделал вашими матерями тех ваших жен, с которыми вы разводитесь согласно обряду, и не сделал ваших приемных сыновей вашими [кровными] сыновьями. Одно дело — это ваши слова из ваших уст, Аллах же вещает [только] истину, и Он наставляет на прямой путь. Зовите их (т. е. приемных детей) по [именам] их [кровных] отцов, это более справедливо пред Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они [все же] - ваши братья по вере и ваши близкие. Не будет на вас греха, если при этом вы совершите ошибку. Если же вы намеренно [лишаете приемного сына имени его кровного отца], то вы совершаете грех. А ведь Аллах - прощающий, милосердный” (Коран, 33: 4-5).
На мой взгляд, опека – это важный и социально полезный институт, который позволяет многим детям не лишаться внимания и воспитания в рамках семьи. И поддержка данного института имеет стратегическое значение для нашего общества.
Выполнила: Шукурова Малика
Проверила: Мухитдинова Чарос