Сравнение опеки в шариате и в светском праве
Усыновление по шариату (на примере ханафитского мазхаба) Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советовал: относитесь к детям милосердно и щедро, помогайте и делитесь с ними искренне, потому что они для вас – подарок от Аллаха. («Мафсуа атраф иль-хадис»)
По шариату, рождение здорового ребенка, его обеспечение, воспитание до зрелого возраста в полном здравии, умственном и физическом, является божьим долгом отца и матери, а выполнение такой ответственной задачи невозможно без защиты их прав.
Брак по мусульманскому праву допускается и в младенческом возрасте ребенка, однако совместная жизнь должна начинаться после достижения ребенком зрелого возраста (как в физическом, так и в моральном плане). Зрелость определяется по различным критериям, в зависимости от территории проживания, обычаев, месторасположения данного государства, климата и др. К примеру, в Саудовской Аравии девочки считаются зрелыми по достижении 9 – 10 лет, мальчики – 12 лет. В мусульманском праве половая зрелость и совершеннолетие однозначны.
Ребенок имеет право на полное обеспечение со стороны отца и матери или опекунов. Права на полное обеспечение называются радаъа и хадаана. Период радаъа шариатом определен в два года, в этот период мать обязана кормить и ухаживать за младенцем, а отец обеспечивать мать и ребенка материально. В случае развода супругов в период радаъа за отцом сохраняется обязанность по обеспечению ребенка всем необходимым.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте.
Усыновление по светскому праву
Усыновление (удочерение) – это один из самых старейших правовых институтов и, согласно Семейному кодексу, наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве источников светского права, регулирующих институт усыновления, были использованы следующие нормативные правовые акты: Согласно статье 20 Конвенции ООН о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.
Анализ источников светского и мусульманского права показал, что в шариате правового института усыновления, подобного институту усыновления в светском праве, не существует. В шариате имеются два основных понятия: табанна, что означает усыновление, и тавалля, т.е. опекунство. При этом понятие табанна имеет свои характерные особенности и тождественно понятию «опека и попечительство» в светском праве. Понятие тавалля означает оказание материальной и духовной поддержки, воспитание, заботу и помощь конкретному человеку и тождественно понятию «патронаж» в светском праве; при этом возраст опекаемого значения не имеет. Усыновленному ребенку не присваивается фамилия и отчество лица, его усыновившего. Передают, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: поистине, величайшей клеветой является объявление человеком себя сыном не своего отца, заявление о том, что он видел во сне то, чего на самом деле не видел, и приписывание посланнику Аллаха того, чего он не говорил (Ахмад и аль-Бухари)
В основе запрета на присвоение усыновленному ребенку имени его воспитателя лежат следующие причины:
1) изречения Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), которые гласят, что в Судный День каждый человек будет призываться по своему имени и по имени своего отца;
2) необходимость сохранения памяти о биологических родителях ребенка и обеспечения доступности (для него) сведений о его настоящих родителях;
3) необходимость предотвращения в будущем ошибок и кровосмесительных браков.
Если ребенок называется родным ребенком приемных родителей, которые дают ему свою фамилию и отчество, и это все записывается в официальных документах – это считается обманом, который не разрешается исламом6.
В случае, если родители неизвестны, ребенку можно дать любое имя (отчество) или же необходимо поступить так, как это было бы наиболее практично для приемного ребенка и принявших его на воспитание людей. По нормам светского права при оформлении опеки или попечительства подопечный ребенок сохраняет фамилию своих кровных родителей и не принимает фамилию опекуна или попечителя.
Как светское, так и мусульманское право, предписывают особую охрану и защиту прав лиц, оставшихся без попечения и заботы родителей. При этом институт усыновления имеет свои характерные особенности в каждой из данных правовых систем. В настоящее время в Кыргызстане создана система защиты таких лиц, которая осуществляется как на государственной, так и на религиозной основе. Право ребенка на благоприятное семейное окружение может быть эффективно реализовано с учетом всех религиозных факторов и норм действующего законодательства, с должным обеспечением не только материального благополучия, но и духовного роста и развития системы моральных ценностей.
Женское среднее специальное исламское образовательное учреждение “Хадичаи Кубро” Студентка 3 курса Шукурова Малика
3 курса Шукурова Малика