Навои Алишер
„Не могут люди вечно быть живыми,
но счастлив тот, чье помнить будут имя“
Алишер Навои
Навои Алишер
(1441-1501 гг.).
Алишер Навои (1441–1501) — тюркский поэт, мыслитель, суфий, государственный деятель. Свои произведения писал на двух языках: персидском (фарси) и тюркском. Вошёл в историю как основоположник литературы многих тюркоязычных народов. Алишер Навои, биография которого характеризует его как талантливого поэта и мудрого визиря, оставил большой след в культуре Центральной Азии.
Низомиддин Мир Алишер появился на свет 9 февраля 1441 года в Герате — столице Хорасана (территория современных Узбекистана и Ирана).
Происхождение Алишера до сих пор вызывает споры у историков: по одной версии, он был потомком уйгурских бахши (сказителей), по другой — принадлежал к монгольскому племени барласов.
Отец Алишера занимал привилегированное положение в обществе. При дворе Тимуридов он служил чиновником и слыл очень образованным человеком. Впрочем, все мужчины в роду Алишера были просвещёнными людьми: один дядя был поэтом, другой — каллиграфом и музыкантом, двоюродный брат также был поэтом.
Неудивительно, что Алишер с ранних лет испытывал большой интерес к поэзии, а в возрасте 15 лет уже писал превосходные стихи на двух языках: персидском и своём родном языке — староузбекском.
В 1466–1469 годах Алишер проходил обучение в медресе Мешхеда и Самарканда, где изучал философию, логику, математику и прочие науки. По окончании образования юноша вернулся в Герат, где к тому времени на хорасанский престол взошёл его лучший друг детства — Хусейн Байкара.
Султан Хусейн назначил друга визирем, а в 1472 году даровал ему титул эмира. Правитель Хорасана был просвещённым человеком и стремился поддерживать науку и культуру в своём государстве.
При поддержке султана Алишер на своём посту стремился обогатить культурную жизнь Герата. Его усилиями было организовано сообщество поэтов, историков, музыкантов, художников, каллиграфов. Он организовал строительство множества мечетей, мостов, мавзолеев, водоёмов.
При Алишере произошёл расцвет зодчества хорасанского государства. Стали активно развиваться местные ремесла: ковроделие, ткачество, ювелирное и гончарное искусства. За короткий промежуток времени Герат стал процветающим культурно-ремесленным центром Востока. Реклама
Важно отметить, что Алишера Навои был очень милосердным человеком и регулярно занимался благотворительностью: устраивал беднякам обеды, раздавал одежду.
Алишер в равной степени хорошо владел двумя языками. Интересный факт: под псевдонимом Навои («мелодичный») он писал на тюркском языке, а под псевдонимом Фоний («бренный») — на персидском.
Алишер Навои был весьма плодотворным автором и за всю жизнь создал 3000 газелей — лирических стихотворений, объединённых в поэтические сборники — диваны. Кроме того, на счету Алишера немало научных и философских трудов, которые в дальнейшем были переведены на многие языки, в том числе и на русский язык.
Самым знаменитым произведением Алишера Навои стала «Хамса» — собрание, состоящее из 5 поэм: «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера». Все произведения написаны в разное время и посвящены различным темам, от феодального произвола до переживаний двух влюблённых. По своему общественному и художественному значению «Хамса» Навои имел большое место в Средней Азии. Её много переписывали. В настоящее время мы имеем много списков «Хамса» или отдельных поэм из неё. Только в фондах Института востоковедения академии наук Республики Узбекистан им. Абу Райхан Бируни хранятся 166 рукописей, переписанных в XV-XX вв., и имеющих все пять или некоторые поэмы из пятерицы. Из них 84 списков имеют все пять поэм. Распространение и количество списков «Хамса» Навои показывает, что она имела особое место в интеллектуальной жизни Средней Азии.
«Хамса» Навои является первым произведением в данном жанре, созданное на тюркском языке. Он доказывает, что и на тюркском языке можно создать такое объемное произведение. И в действительности, Навои стремится доказать, что и на чагатайском (староузбекском) языке можно создать произведение, которое может стоять на одном уровне с произведением из персидско-таджикской литературы. И он вполне доказывает это через свою пятерицу.
Навои пробует силы почти во всех распространенных жанрах литературы мусульманского Востока и показывает, что он имеет свой голос, стиль. В литературе Востока были созданы более 120 поэм на тему «Лайли и Мажнун». Навои тоже создает поэму на эту тему со своим подходом. В поэме описывается любовь между Лайли и Мажнун.
Алишер Навои через свою поэзию возвел узбекскую (чагатайскую) литературу на новый высокий ранг. Его лирика по обширности тематики и разнообразию жанров намного превосходит узбекскую литературу до него. Он и в лирике, как в поэмах, выразил актуальные мирские и духовные, суфийские вопросы. Впервые были опубликованы религиозные произведения Навои: «Арбаин» («Сорок четверостиший»), «Мунаджат» («Мольба к Богу»).
Был опубликован более полный текст суфийского прозаического произведения «Насаим ул-мухаббат» («Дуновения любви»), где даются сведения о 750 суфийских шейхах. Навои создал и научные произведения. К их числу можно отнести произведения о сопоставлении персидских и тюркских языков «Мухакамат ул-лугатайн» («Спор двух языков») (1499); по литературоведению – «Маджалис ул-нафаис» («Собрание утонченных»), по теории аруза – «Мезан ул-авзан» («Весы размеров»), по теории жанра муамма – (шарада) «Муфрадат».
Кроме этого, он создал трактаты на историческую тематику «Тарихи мулуки Аджам» («История иранских царей»), «Тарихи анбия ва хукама» («История пророков и мудрецов»). Собрал свои художественные письма в сборник «Муншаат». Его мемуаристика: жизнеописание Абд Ар-Рахмана Джами – «Хамсат ул-мутахаййирин» («Пятерица смятенных») (1494), «Халати Саййид Хасан Ардашер» («Жизнеописание Саййид Хасан Ардашера»), «Халати Пахлаван Мухаммад» («Жизнеописание Пахлаван Мухаммада»). Самым последним произведением Навои является «Махбуб ул-кулуб»(1500). В нем выражены его самые последние взгляды на общество и политику.
Итогом всей жизни поэта стал диван «Сокровищница мысли», состоящий из 4 циклов. Каждый из них соответствовал определённому периоду жизни: «Чудеса детства», «Редкость юности», «Диковины средних лет» и «Назидания старости». Как видно, наследие Навои по тематике и по жанру разнообразно. Его произведения с ХV и по сей день служат развитию узбекской литературы. Веками его произведения являлись объектом подражания и воодушевления. Стоит отметить, что литературный труд поэта стал источником большого числа афоризмов, крылатых выражений и цитат.
Алишер Навои был глубоко религиозным, набожным человеком. Он принадлежал к суфийскому ордену Накшбандия и добровольно принял аскезу — отказ от семейной жизни. У тюркского поэта никогда не было ни жены, ни детей.
Скончался Алишер Навои 3 января 1501 года в полном одиночестве, ослабев от долгой болезни. Перед смертью он отказался от мирской суеты и жил отшельником.
Мухитдинова Чаросхон Рустамовна
преподаватель русского языка
и литературы исламского учебного
заведения им.Хадичаи Кубро