10.11.2022
323

Мазхабы в исламе


Мазхаб (араб. مذهب‎, ) —учение, доктрина, толк, школа.  Слово «мазхаб» относится к арабскому корню «захаба» — пойти, направиться. Поэтому любое направление в религии, основанное на чьём-либо мнении, стало называться «мазхаб». 
К настоящему времени среди суннитов распространены четыре мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.  Несколько суннитских мазхабов, которые в прошлом доминировали в различных частях исламского мира, ныне почти полностью исчезли. 
Коран – Священное Писание от Всевышнего Аллаха, – главная книга в жизни каждого мусульманина, в которой перечислены все законы, которым мусульманин должен следовать на своем жизненном пути. В переводе с арабского слово «Коран» — значит «назидание» или «чтение вслух». Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду ﷺ путем божественного откровения и передавался через ангела Джибриля в течение двадцати трех лет. Коран записывался на свитках, а также запоминался наизусть сподвижниками Пророка ﷺ, а собран в единую книгу и копирован в нескольких экземплярах он был во время правления Усмана ибн Аффана, спустя некоторое время после смерти Пророка Мухаммада ﷺ. 
Сунна – священное предание, в котором содержится описание жизни, поступков Пророка Мухаммада ﷺ, приводятся его мысли и изречения, его объяснения того, о чем сказано в Священной Книге. Сунна является важным дополнением к Священной Книге, а для мусульманской уммы служит опорой. Сунна дошла до нас в виде хадисов.
Если Священная Книга Коран – это краткое изложение законов и предписаний для мусульман, то в хадисах содержится их развернутое описание, на основе которого каждый мусульманин сможет понять, как ему следует в разных ситуациях в жизни действовать, чтобы вести образ жизни праведного мусульманина и быть примером для своих братьев по вере.
Поначалу Сунна существовала только в устной форме – это были рассказы о поступках Пророка Мухаммада ﷺ (фи‘ль) и его изречения (кауль), которые сподвижники рассказывали друг другу устно, пока постепенно не начали записывать их. В итоге были записаны хадисы.
Несмотря на то, что основа исламского законодательства — Коран, между мазхабами существуют некоторые разногласия. Так как мазхаб является мнением одного или группы учёных-богословов, до них могли не дойти некоторые из хадисов, на основе которых представители другого мазхаба могут вынести отличное от их решения, либо (чаще) они эти хадисы рассматривают в качестве недостоверных. Однако следует отметить то, что в основе исламских знаний между мазхабами нет никаких разногласий.
Ханафитский мазхаб
Абу Ханифа, разработавший методологические основы мусульманского правоведения. Его метод вынесения правовых предписаний был основан на следующих источниках:
Коран;
Сунна (при тщательном отборе хадисов);
Высказывания сподвижников (сахабов) Мухаммада; утверждения табиинов (следующее поколение за сахабами) не равны высказываниям сподвижников, так как они непосредственно не общались с Посланником Аллаха.
Кияс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Откровении; сопоставление правовой проблемы с уже решённой);
Истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения);
Иджма (единое мнение богословов);
Урф или адат (традиционно распространённые мнения, обычаи).
Почти всё наследие Абу Ханифы было передано им в устной форме ученикам, которые зафиксировали и систематизировали положения его мазхаба. В сохранении, систематизации и распространении школы Абу Ханифы выдающуюся роль сыграли сахибайн — Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани. Один из методов вынесения правовых решений в ханафитском мазхабе — четкая иерархия вердиктов авторитетов школы (Абу Ханифа; Абу Юсуф; аш-Шейбани; другие). 
Маликитский мазхаб
Малик ибн Анас для вынесения правовых предписаний и суждений имам Малик опирался на следующие источники:
Коран, прежде всего очевидные и недвусмысленные аяты (нассы).
Сунна. Ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества и одобрения Мухаммада, правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев». Опирался, прежде всего, на хадисы мутаватир (высшая степень достоверности) и машхур (общеизвестные), но признавал и хадисы от единичных передатчиков (ахад), если они не противоречили нассам Корана и хадисам-мутаватир и машхур. Отсюда следует, что Ибн Анас наряду с устоявшейся традицией применял методы суждения (ра´й).
«Деяния мединцев», то есть устоявшуюся после Мухаммада в среде населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть её сомнению. Считал этот источник более надёжным, чем хадисы-ахад: «Информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем информация, переданная одним или несколькими людьми».
Фетвы сподвижников. Есть данные о том, что Ибн Анас считал источником для решения правовых вопросов и фетвы некоторых выдающихся табиунов, но не приравнивал их к хадисам Мухаммада и принимал, если они не противоречили «деяниям мединцев».
Кыяс, истислах. Истихсан он понимал по-своему, считая, что если по какой-то проблеме нет ясности (насс) в Откровении, то необходимо применить предпочтительное решение проблемы независимо от того, имеется возможность кыяса (суждения по аналогии) или нет. Это он назвал истислахом.
Садду аз-Зарайи — какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред. Согласно Ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то, что может привести к добру, — поощряемо.
Ученики Малика ибн Анаса продолжили его дело и положили начало формированию мазхаба. Маликитский правовой толк распространился во многих странах. В самой Медине, а также Хиджазе этот мазхаб, правда, не обрёл популярности, но нашёл многочисленных последователей на западе мусульманского мира, в Северной Африке и мусульманской Испании.
В маликитском мазхабе существует своеобразная иерархия предпочтений: правовые решения и мнения Малика ибн Анаса более предпочтительны, чем мнения Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее, чем мнение других маликитских классиков.
Шафиитский мазхаб
Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Его убеждения основывались на явных и ясных смыслах (нассах) Корана и Сунны, при этом он допускал ограниченное использование рациональных методов. Правовой метод аш-Шафии основывался на следующих источниках:
Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение. Ясные и недвусмысленные положения Откровения (нассы) не могут быть подвергнуты иносказанию. Все остальные источники должны быть приведены в соответствие с нассами Корана и Сунны и не противоречить им. Большое значение придается толкованию аятов Корана сподвижниками Мухаммада. Коран не может отменять (насх) положения Сунны; если между хадисом и ясными аятами Корана возникает противоречие, то преимущество отдается Корану, и хадис надлежит считать слабым. Хадисы-ахад (хадисы от единичных передатчиков) принимаются и используются для вынесения правовых решений;
Иджма, прежде всего иджма сподвижников Мухаммада. Разделена на 2 категории: основанная на прямых, ясных и недвусмысленных доводах Откровения и основанная на некоторых неоднозначных и спорных посылках и не признанная всеми (в том числе «деяния мединцев», принимаемая лишь в исключительных случаях);
Высказывания сподвижников Мухаммада, в том числе единичные, но не опровергнутые другими сподвижниками. При различных мнениях предпочтение ни одному из них не отдается;
Кыяс, проведённый подготовленным правоведом (муджтахид) путём особого исследования (иджтихада). При этом отвергаются истихсан (предпочтительное мнение при противоречии кыяса другим постулатам религии) и истислах.
В начале IX века шафиитский мазхаб приобрёл большую популярность в Египте. Сам аш-Шафии после переезда сюда внёс изменения в свои сочинения «Ар-Рисаля» и «Аль-Мабсут», приспособив их под новые реалии. Наследие аш-Шафии можно разделить на раннее и позднее, что вызвало споры о его применении при вынесении фетв.
Ханбалитский мазхаб
Ахмад ибн Ханбаль. В методологии вынесения правовых предписаний Имам Ахмад фактически отдавал предпочтение хадисному материалу. Считал хадисы тафсиром (толкованием) Корана. При отборе хадисов решающее значение отводил иснаду, цепочке передатчиков, восходящей непосредственно к Мухаммаду; если 2 хадиса противоречили друг другу, сверял их с другими достоверными (сахих) хадисами. Правовой метод Ахмада ибн Ханбаля основывался на следующих источниках:
Нассы (Коран и Сунна , рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение);
Фетвы сподвижников Мухаммада;
Мнение сподвижников. В случае различия во мнениях необходимо ссылаться на наиболее близкие прямым указаниям Корана и Сунны;
Иджма (единое мнение различных поколений правоведов);
Истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления новых доказательств).
В ханбалитском мазхабе существует несколько направлений, опирающихся на различные мнения сахабов и табиинов, сомнения и разночтения в фетвах самого Ибн Ханбаля, различия в передаче его выводов.
Этот мазхаб никогда не признавал закрытия «врат иджтихада», выступает за продолжение исследований по любым религиозно-правовым вопросам без исключения и настаивает на необходимости наличия муджтахида, наделённого полномочиями вынесения независимых суждений по любым вопросам. 
Коран и Сунна являются основой Ислама и жизненным кредо каждого мусульманина, стремящегося к успеху в этом мире и Раю в вечной жизни.

(По материалам интернета)

Ведущий преподаватель средне-специального исламского женского учебного заведения «Хадичаи Кубро» Мухитдинова Ч. Р.

Другие новости

Bandalar jannatga Allohning fazli bilan kirishlari haqida
21.12.2024 1
Ma’lumki, Alloh taolo iymon keltirgan va solih amal qilib oʻtgan bandalari uchun goʻzal jannatlarni yaratib qoʻygan. Bu jannatlarning vasfi Qur’onda juda koʻp oyatlarda zikr qilinadi.Xususan, Niso surasi 57-oyatda:“Iymon keltirgan va...
Подробнее
Аҳмад Ол Қосимий: “Юртингизда бўлиб ўтган конференцияни эзгулик анжумани, деб аташ мумкин”
17.10.2024 54
Аҳмад Ол Қосимий: “Юртингизда бўлиб ўтган конференцияни эзгулик анжумани, деб аташ мумкин”ЖамиятТанлашРўйхатдан ўтингЧоп этиш11:56 / 17.10.2024Давлатимиз раҳбари ташаббуси билан Тошкент ва Хива шаҳарларида ўтказилган “Ислом – тинчлик ва эзгулик дини”...
Подробнее
ИСЛОМ – ТИНЧЛИК ВА ЭЗГУЛИК ДИНИ
15.10.2024 57
Тинчлик қарор топган юртда хотиржамлик ҳукм суради, жамиятда ҳар томонлама юксалиш бўй кўрсатади. Мамлакат тараққиёти, фаровонлиги, юрт аҳлининг тумуш ободлиги осойишталик туфайлидир.Шу нуқтаи назардан айтиш жоизки, давлатимиз раҳбарининг ташаббуси билан...
Подробнее
Мы в соц сетях

Наши контакты

Телефон: +998 (71) 248-47-52
E-mail: xadichai-kubro@umail.uz
Адрес: Toshkent shahar, Olmazor tumani, Fayziobod ko'chasi, 1-uy
©2024 All Rights Reserved. This template is made with by Cherry